Евреи всякие важны, евреи всякие нужны … и нам, и Богу

Владимир Минков

Skokie, IL USA

minkov

 Есть евреи сефардские и ашкеназийские, горские и грузинские, израильские и советские, американские и немецкие, украинские и одесские, шеамааримские и самаританские, литваки и любавичи, и этот список может быть продолжен до практической бесконечности. И хотя все это похоже на географическое определение мест проживания евреев, не стоит ли за этим что-то намного более серьезное, а именно – различие в интерпретации и применении положений иудаизма – тех положений, которые лежат в основе определения еврейства?

Есть евреи, стремящиеся достичь каких-то политических целей, такие как сионисты и реформисты. Нет ли у них своей интерпретации положений иудаизма в поддержку своих политических целей, и являются ли политические цели частью определения еврейства?

Есть евреи художники и актеры, ученые и инженеры, сапожники и портные. Нет ли у них  уникальной, возможно даже подсознательной, профессиональной интерпретации иудаизма, что делает еврея-профессионала отличным от нееврея-профессионала?

Кому и зачем нужно такое разнообразие в еврействе? Не является ли все это разнообразие отклонением от какого-то типового «правильного еврея», созданного Богом и кодифицированного в Торе и Талмуде?

Для того, чтобы ответить на все эти вопросы, попробуем описать интеллектуальные, не привычные ритуально-обрядные, основы иудаизма.  Такими основами является следующее.

-  Есть Единый Бог для всего человечества. Есть цель существования человечества и единые правила морального поведения для достижения этой цели, определенные для человечества Единым Богом. Есть Тора, где все это дано человечеству Единым Богом. Есть еврейский народ, избранный Богом для содействия Ему в продвижении всего этого в остальное человечество. И есть Единый иудаизм, который все это реализует какими-то духовно-религиозными действиями. (Евреи, считающие себя нерелигиозными, скажут, что все это выдумки, такого нет и быть не может. С ними можно не спорить: главное – это не «было ли это все, или не было», главное – это то, что все это сделало еврейский народ таким, каким он есть.)

-  Единый Бог – это система управления над нами, над каждым из нас и над нашим коллективным объединением, называемым человечеством. Мы можем познать все, чем мы можем управлять, то есть то, что «под нами». Не в нашей власти познать полностью то, что над нами, что управляет нами. А отсюда следует, что познать полностью Бога и познать полностью Тору, где Его идеи по организации жизни человечества представлены, нам не дано. А когда человек не в состоянии полностью познать какое-то явление, он создает множество гипотез-интерпретаций, описывающих суть этого явления, и ищет подтверждения одной из них в реальной жизни. И иудаизм не является исключением. Поэтому разнообразие духовных гипотез-интерпретаций в иудаизме должно считаться нормой, а не отклонением от нормы.

Таким образом, различные гипотезы-интерпретации в иудаизме необходимы. Но как можно быть уверенным, что такие гипотезы-интерпретации находятся в русле иудаизма, представленного в Торе Богом? Представляется, что здесь может быть только один подход, и подход следующий.

-  Все «интерпретаторы» должны обсуждать свои интерпретации друг с другом, добиваясь того, чтобы большинство их осознало, что в предложенных для обсуждения интерпретациях нет отхода от фундаментальных принципов Торы и фундаментальных принципов единого иудаизма. Нет множества иудаизмов – нет иудаизма ортодоксального, как и нет иудаизма реформистского; нет иудаизма сефардского, как и нет иудаизма ащкеназийского; нет иудаизма грузинского, как и нет иудаизма израильского, и т.д.

-  Но, к великому сожалению, таких обсуждений нет. Новые интерпретаторы, как правило, начинают с того, что провозглашают свою интерпретацию единственно правильной, а старые традиционные интерпретаторы сразу же отвергают все новые интерпретации, считая старые интерпретации единственно правильными и незыблемыми. Ярким примером этому являются дебаты по вопросу гиюра для израильских военнослужащих, которые в настоящее время ведутся в Кнессете.   Представляется, что отсутствие внутри-еврейского духовного диалога является самой большой трагедией иудаизма – и в Израиле, и в США.   Нужен новый пророк, который усадил бы всех еврейских интерпретаторов иудаизма за один стол дружеских дискуссий.

А теперь уже можно вернуться к тому гигантскому еврейскому разнообразию, с которого начиналась эта статья, и попробовать ответить на вопрос, какая разная интерпретация иудаизма стоит ли за всем этим еврейским разнообразием.

Возьмем, к примеру, сефардских и реформистских евреев, которых, на первый взгляд, ничего не связывает. Традиции сефардских евреев не оставляют сомнений в том, что они приспособили иудаизм (приспособили в хорошем, основанном на Торе, смысле этого слова) к условиям жизни в арабских/мусульманских странах, и такое приспособление  нужно и для выживания евреев в этих странах, и для возможности более эффективной демонстрации жизни «по Торе» для нееврейских жителей этих стран. Это не означает, что есть сефардский иудаизм. Такого иудаизма нет, а есть сефардская интерпретация иудаизма, уникальность которой связана с уникальностью их жизненных условий. То же самое можно сказать и о реформистской интерпретации иудаизма – это привязка (опять-таки в положительном смысле этого слова) к политическим условиям жизни в США и Германии, где они, в основном, и живут. Так это и должно быть по Торе. Поэтому, когда какая-то группа евреев говорит, что они сефардские или реформистские евреи, это должно восприниматься не более как уникальная интерпретация Торы этой группой с целью привязки положений иудаизма к условиям жизни среди нееврейских народов, или к условиям жизни евреев, которые не в состоянии воспринять ортодоксальный образ жизни.

И все только что сказанное можно отнести ко всему упомянутому многообразию еврейства: грузинские евреи приспосабливали иудаизм к грузинским условиям, хасиды – к условиям жизни изолированных местечек восточной Европы, и т.д. Еврей-инженер, еврей-сапожник или еврей-финансист прикладывают намного больше усилий, как это и требует от них иудаизм, для проникновения в суть их профессиональных усилий, и поэтому создают больше нового, а не повторяют старое. И поэтому добиваются большего. А эти большие усилия, если они прикладываются в течение многих поколений, изменяют генную структуру человека, что и подтверждается последними исследованиями генной структуры еврейского народа.

Различные интерпретации иудаизма – это не что-то новое, все это существовало с самого начала. Сам иудаизм менялся в течение всего его существования, когда не было всех этих цветастых определителей, таких как реформистский, ортодоксальный, хасидский или одесский, и т.п. Следующие примеры являются иллюстрацией таких изменений (без пояснения, почему такие изменения были сделаны, хотя такие пояснения имеются).

— Около двух тысяч лет тому назад определение еврейства изменилось от «по отцу» к «по матери».

— Требуемые жертвоприношения в настоящее время ничего общего не имеют с тем, как это записано в Торе.

— Талмуд не нужен был, когда иудеи жили вместе в Земле Обетованной – условия жизни были одинаковыми для всех, и служители Единого Храма в Иерусалиме давали иудеям Единую интерпретацию действий «по иудаизму». Эти интерпретации составляли своего рода неписанный талмуд. Талмуд в его современном письменном виде понадобился только тогда, когда евреи ушли в изгнание и стали народом в рассеянии. И целью большого коллектива раввинов, создававших Талмуды в течение нескольких столетий, было составить что-то такое, что могло позволить всем иудеям в рассеянии жить по одним и тем же моральным правилам, сохраняя тем самым единство народа – до тех пор, пока иудеи опять не соберутся в Земле Обетованной. Создатели Талмудов никогда не говорили, что они поняли Бога «до конца», и продолжать познавание Бога уже не надо.

— Много говорят о караимах, использовавших только Тору как «поводырь» в их жизни, а не Талмуд. Но и у них были свои интерпретации Торы, хотя и не оформленные в свой письменный талмуд. Караимы были только одной из сект, которые по-своему интерпретировали Тору, хотя и не имели письменных талмудов: это и фарисеи, и саддукеи, и зелоты, и многие другие.

— Правила Празднования Субботы меняются постоянно в связи с изменением техники (лифты, телефоны, электрические и электронные приборы, удаленные от жилья синагоги, и т.д.).

— Многие из 613-и обязательных ритуальных предписаний Талмуда стали историей, и не потому, что они злостно нарушаются, а потому, что изменившиеся условия жизни сделали их бессмысленными.

Ну а кому же позволено интерпретировать иудаизм? Следующее может помочь разобраться с этим.

Жизнь человечества регулируется многими законами.

Материальная жизнь человечества регулируется законами физического мира, такими, например, как законы электромагнитные или тяготения. Чтобы использовать эти законы для создания конкретных материальных благ, нужны инженеры, которые применяют эти законы для создания конкретных изделий – компьютеров,  зубных щеток, автомобилей, и т.д. Инженеры интерпретируют – применяют – общие законы физического мира для изготовления конкретного изделия, над которым они работают, на основе тех знаний, которые они приобрели в своих технических университетах.

Коллективная жизнь человечества регулируется законами юридическими, такими, например, как законы собственности или уголовные законы. Чтобы использовать эти законы в реальной жизни, нужны адвокаты, которые интерпретируют - применяют - эти законы для самых разнообразных жизненных ситуаций, и знания для этого они пробрели в своих гуманитарных университетах.

Духовная жизнь человечества не составляет исключения. Религиозные законы регулируют ее, и для евреев – это законы иудаизма. И их интерпретируют те, кто эти законы исполняют. А знания для этого они приобретают в семье от родителей, в еврейской школе, в своей синагоге, и если нужно, то с индивидуальной помощью раввинов.

Таким образом, действительно, евреи всякие важны, евреи всякие нужны – вместе с их уникальными интерпретациями Торы … и нужны и нам, евреям, и Богу.

Ну а христиане, и они нужны? Да, нужны, и еще как. И вот почему.

-   Христиане признали Тору (Ветхий Завет) основой их религии, и они признали иудейского раввина Иегошуа родоначальником своей религии, назвав его Иисусом Христом. Они признали Десять Заветов, которые получены Моисеем на Горе Синай, и своей моральной основой.

-   Поэтому мы евреи должны считать христианство выполнением нашего долга по передаче моральных правил поведения, данных нам Богом в Торе, значительной части нееврейского человечества.

-   Конечно, иудаизм и христианство отличаются. Но главное не это – ведь и мы евреи отличаемся друг от друга существенным образом: и евреи Миа Шеарим в Иерусалиме от евреев в Тель-Авиве, и евреи Москвы от евреев Нью-Йорка.

-   И наша задача – это делать все, что в наших силах, чтобы приблизить христианство к Торе, хотя мы понимаем, что так же как Талмуд важен для нас, Новый Завет важен для христиан. И такое приближение должно осуществляться в рамках диалога между евреями и христианами в иудейско-христианской цивилизации.

У многих термин «иудейско-христианская цивилизация» вызывает недоумение.  Следующие пояснения могут прояснить этот термин.

-  Этот термин не новый. Многие историки и философы, изучающие истоки и основы иудаизма и христианства, используют его. В иудейско-христианскую цивилизацию включаются все народы, считающие Десять Заповедей и их многочисленные производные основой своей духовности.

— Идеи христианства не дополняли иудаизм. Иудаизм  не может быть дополнен или изменен людьми, поскольку он дан еврейскому народу Богом в Торе. Но есть и христианство. И если оно есть, оно нужно Богу. Зачем? Идеи Бога в создании христианства, если следовать концепциям Торы, заключались не в замене иудаизма христианством, а в приспособлении концепций Торы для использования нееврейскими народами. В своей книге «Евреи и их роль в этом мире» я использую следующее выражение, которое не всем нравиться: «христианство это иудаизм для неевреев».

-  В основе притеснений евреев христианами была борьба за политическую власть, а для этого надо было сначала утвердить власть духовную, разрушая духовное могущество иудаизма и евреев, что зачастую вело и к физическому уничтожению самих носителей иудаизма.

-  Нас евреев многое разделяет с христианством. Но если мы хотим двигаться вперед по пути выполнения заветов Торы, мы должны уделять больше внимания не тому, что нас разделяет, а тому, что нас объединяет. А нас объединяет многое, в том числе:

Защита духовных ценностей евреев, христиан и государства Израиль от агрессивно-наступающей исламской цивилизации.

Продвижение демократии во всем мире, поскольку любая диктатура не любит свободолюбивых евреев и разжигает антисемитизм.

Укрепление свободно-рыночной системы экономики во всем мире, поскольку такая система дает возможность еврейскому народу проявить себя в полной мере – намного лучше, чем при диктатуре.

Укрепление самого иудаизма через укрепление иудейско-христианской цивилизации, которая противостоит другим духовно-враждебным цивилизациям: (1) исламской цивилизации, для которой основой морального кодекса является Коран и Шариат с их отрицанием равных прав для «неверных», куда относятся и христиане, и евреи; (2) нацистской цивилизации, хотя назвать это цивилизацией трудно, для которой в основе морального кодекса лежит Майн Камп с его идеей правящей арийской расы и уничтожением евреев; (3) коммунистической цивилизацией, моральный кодекс которой зиждется на Коммунистическом Манифесте, основой которого является материальное равенство для всех, а не равенство возможностей реализовать себя в соответствии с индивидуальными способностями «от Бога».

Да, действительно, евреи всякие важны, евреи всякие нужны … и нам, евреям, и им, неевреям (хотя далеко не все это понимают), и Богу. И все это в деталях описано в моей книге «Евреи и роль в нашем мире».

Добавить комментарий