Пурим. Обычная логика не работает

Александр Дымшиц

Здравый смысл, как мы его привыкли понимать, не всегда помогает. Особенно когда это касается иудеев. События, происшедшие в 4-м веке до н. э., которые мы празднуем, отмечая Пурим, ясно свидетельствуют об этом.

Праведник Мордехай, несмотря на приказ царя Ахашвероша, не желал кланяться первому министру Аману. Дело в том, что на груди этого злодея было изображение идола. Для Мордехая было неприемлемо кланяться ему, так как это привело бы к нарушению закона Торы. Обычная логика и здравый смысл подсказывали: поклонись, как это делали все, и Аман не испытал бы той степени злости, которая привела его к желанию уничтожить всех иудеев. Однако, кто знает, так ли было бы на самом деле?

Другая нелогичность заключалась в поведении царицы Эстер, которая желая спасти своих братьев и сестёр, поспешила к царю без приглашения, что грозило ей смертью, если бы царь не протянул ей свой скипетр (т. е. Эстер была готова пожертвовать собой), т. к. входить к царю без приглашения было строго запрещено.

Наконец, все иудеи повели себя нелогично. В то время не было паспортов. Евреи были внешне похожи на персов и другие населявшие империю народы, и можно было попытаться раствориться среди них, чтобы избежать истребления, приготовленного Аманом. Вместо этого евреи стали ещё тщательнее соблюдать заповеди Вс-него, собираться вместе и молиться. Таким образом, их поведение способствовало тому, чтобы их легче можно было обнаружить.

Неверующему человеку, особенно, неверующему научному работнику, привыкшему к тому, что всё должно опираться на логику, всё выше описанное может показаться в высшей мере странным.

Основываясь на т. н. “здравом смысле”, можно легко прийти и к выводу о том, что ассимиляция наиболее выгодна с точки зрения бытия евреев в окружении других народов. Стань таким как все и тебя будут любить! А ведь у многих есть настоящие комплексы, основанные на желании любви со стороны всех. Это подобно тому, как артисты жаждут аплодисментов.

Если уподобиться другим народам, стараться ничем не отличаться от них, также выглядеть и вести похожий образ жизни, то и антисемитизм исчезнет! Глубочайшее заблуждение! Весь исторический опыт свидетельствует об обратном! Именно отход от Всевышнего и попытки раствориться могут привести еврейский народ к страшным бедам. Ярким свидетельством этого является Катастрофа европейского еврейства. А началось всё в Германии, где евреи были так похожи на немцев! Именно здесь в начале 19-го века среди евреев зародилось и расцвело реформистское движение. Реформисты сильно сократили молитвенную службу и вели её на немецком. Всё меньше евреев понимали иврит. В книге равина И. Тёлушкина «Еврейский мир» (Иерусалим — Москва, 1992 г.) приводятся слова из введения к новому реформистскому молитвеннику, изданному в Берлине: «Священ язык, на котором Бог дал Закон отцам нашим (само по себе вполне традиционное замечание)... но в семь раз священней для нас язык, на котором наш человеколюбивый и справедливый король... даровал своё право нам». Реформистская община Берлина даже перенесла субботнюю службу на воскресенье, чтобы дать евреям возможность отдыхать вместе со своими христианскими соседями. Но как не стремились многие евреи Германии к тому, чтобы как можно меньше отличаться от немцев, это не спасло их. Именно в Германии зародился фашизм и именно здесь появился Гитлер, этот Амалек 20-х — 40-х годов 20-го века, мечтавший осуществить "окончательное решение еврейского вопроса”.

Реформисты считали, что евреи — это не народ, а иудаизм — это только религия. Поэтому у евреев нет особого чувства родства с другими евреями, тем более с живущими в других странах. В упомянутой выше книге приводится пример отношения ведущего наставника немецкого реформизма Авраама Гейгера к событиям в Дамаске, где евреи были ложно обвинены в ритуальном убийстве (эти события известны как «Дамасский кровавый навет»).

В 1840 г. Авраам Гейгер противился попыткам помочь евреям Дамаска на том основании, что «для меня важнее, чтобы евреи могли работать на благо Пруссии как фармацевты и адвокаты, чем спасение всех евреев Азии и Африки, хотя по-человечески я им сочувствую». Такое отношение к дамасским евреям находится в вопиющем противоречии с одной из важнейших заповедей Торы: «Не стой безучастно перед кровью брата твоего» (Ваикра, 19:16).

Совсем по-другому вели себя праведники Мордехай и Эстер, которые были готовы сделать всё для спасения своего народа. Мордехай, узнавший о грозящем евреям полном уничтожении, одев власяницу и посыпав голову пеплом, пришёл к воротам царского дворца и передал царице Эстер через верного слугу Атаха просьбу явиться к царю и просить за свой народ. Эстер ответила, что все мужчины и женщины, приходящие к царю без приглашения, караются смертной казнью. Лишь тот останется в живых, кому царь протянет свой золотой скипетр. И Мордехай ответил Эстер знаменитыми словами: «Не полагай в душе своей, что одна спасёшься в доме царском из всех Иудеев» (Мегилат Эстер, 4:13). Как актуальны эти слова сегодня! Ведь так много сейчас в мире евреев, которым безразлично, что будет с государством Израиль. Оказать какую-либо помощь государству Израиль или пострадавшим в терактах? Они об этом вообще не задумываются. Так и хочется сказать этим людям: «Не думайте, что одни спасётесь!» Не сомневаюсь в том, что если, не дай Бог, Израиль прекратит своё существование, то евреям во всём мире станет гораздо хуже и новые беды могут постигнуть еврейский народ.

Чтобы спастись, у евреев есть только один выход. Это — жизнь по Торе, а не по обычной логике. Именно эта логика рождает т. н. “прогрессивные направления” в иудаизме и явно враждебные иудаизму и Израилю течения, в которых, к огромному сожалению, участвуют и евреи.

Во время событий Пурима еврейский народ по-настоящему принял Тору, доказав это всем своим поведением. Уроки Пурима актуальны для всех поколений, в том числе и для нанешнего. Если бы руководители Израиля основывались на принципах поведения Мордехая и Эстер, еврейскому государству ничего бы не угрожало. Ибо “Эти — колесницами, те — конями, а мы именем Г-да, Б-га нашего славимся” Теhелим http://lebn.net/wp-admin/post-new.php (20). Лекарство для хорошей, праведной жизни и процветания давно создано, но ещё недостаточно евреев, желающих им воспользоваться.

Источник.

Комментарии запрещены.