Шмуэль Местечкин, который строил Израиль, был родом из Василькова
Имя архитектора Шмуэля Местечкина ассоциируется со специфической киббуцной архитектурой, он был одним из пионеров современной архитектуры в Израиле. 12 мая 2018 года ему бы исполнилось 110 лет. Родился он в 1908 году в Василькове на Киевщине в еврейской семье и прожил долгую достойную жизнь – 96 лет, которая вместила в себя целую эпоху.
К сожалению, ничего не известно об украинском периоде его жизни, поэтому о том, что он делал до 15 лет, мы можем только догадываться – наверное, учился. Его официальная биография начинается с 1923 года, когда Шмуэль Местечкин, будучи еще подростком, последовал за старшим братом Мордехаем и родителями в Эрец-Исраэль и поселился в Тель-Авиве. «Местечкин» на украинском языке означает «уроженец маленького городка, местечка», а «маленький городок» на иврите – «кирия», поэтому в Израиле Мордехай Местечкин сменил свою фамилию на Кирияти, а младший Шмуэль так и остался Местечкиным. Мордехай Кирияти, который был на 10 лет старше Шмуэля, был геодезистом, нанятым Керен Кайемет (Еврейским национальным фондом), но поскольку в ишуве (еврейском населении Эрец-Исраэль) не было денег на заработную плату, то вместо этого ему платили землей!
В это время Шмуэль учился в школе Шаарей Тора в Неве Шалом в Тель-Авиве. Уже в юности он сформулировал социалистическое мировоззрение и был одним из основателей молодежного движения Ханоар Хаовед («Рабочая молодежь»). По инициативе движения и под руководством Местечкина были организованы мастер-классы для профессиональной подготовки рабочей молодежи. В память о секретаре «Союза еврейских профсоюзов» в США Максе Пейне тель-авивская школа назывались «Мастерская Макса Пейна» и стала первой профессиональной школой в Тель-Авиве, которая в конечном итоге переросла в сеть профессиональных училищ «Амаль».
Шмуэль Местечкин собирался стать членом киббуца Наан, но не получилось.
Во время учебы в Бен-Шемене – мошаве, расположенном в центральной части Израиля в нескольких километрах восточнее города Лод – он построил большую башню для студенческого лагеря движения Ханоар Хаовед. Когда глава Бен-Шемена ее увидел, то сказал, что тот, кто ее построил, должен изучать архитектуру. Но поскольку Шмуэль к тому времени не окончил среднюю школу, то не был принят в только что созданный Технион – израильский Технологический институт в Хайфе.
И наш земляк выбрал самое передовое на то время учебное заведение в области архитектуры: в 1931 году он отправился учиться в Германию, в Высшую школу строительства и художественного конструирования Баухауз в г. Дессау – последний из четырех израильтян, которые там учились. Местечкин любил рассказывать о своем вступительном экзамене в школу: ему нужно было превратить грубый холст во что-то полезное, и он отрезал от него веревку, сказав, что он повесится, если его не примут.
Баухауз был не только учебным заведением, он создал также современное направление в архитектуре, поставив под сомнение классический декор и выдвинув на первый план функционализм – что утилитарно, удобно, то и красиво. Стали строить дома с длинными балконами, плоскими крышами и белыми стенами. Новаторский метод предполагал быстрое и недорогое строительство, а социалистическая атмосфера тогдашней Палестины способствовала воплощению всех замыслов импортируемого из Европы стиля. Надо отметить, что именно выпускники Баухауза израильские архитекторы Арье Шарон, Мунио Вайнрауб и Шмуэль Местечкин потом во многом определили внешний вид страны вообще и Тель-Авива в частности.
В 1933 году, когда нацисты пришли к власти, Местечкин вернулся в Израиль и начал работать в фирме архитектора Йозефа Нойфелда. В 1934 году он спроектировал и построил еще одну башню в лагере молодежных движений на горе Кармель. Башня настолько поразила градостроителей ишува, что была принята в качестве модели для подхода, который в 1936 году назвали подходом «Башни и крепости» к построению еврейских поселений по всей стране. С 1936 по 1939 год было создано около 40 таких населенных пунктов.
В 1937 году Шмуэль Местечкин открыл собственную фирму и построил общественные здания в киббуцах Наан, Рамат Хаковеш и Ашдот Яаков. В 1938—1941 годах он также проектировал гражданские здания: дом Кирияти на улице Руппин в Тель-Авиве (1938 год), дом Кирияти на бульваре Ротшильда в Тель-Авиве (1940 год), названные в честь заказчика проекта брата Местечкина – Мордехая Кирияти, и дом Ханоар Хаовед в Тель-Авиве и Иерусалиме. Эти дома содержат все элементы, характеризующие международный стиль в архитектуре: белая штукатурка, доминирующие горизонты, чистые формы, вертикальные стеклянные окна, которые отмечают лестничные клетки.
С 1941 по 1943 год он был директором отдела карт в штабе Пальмаха (это особые отряды Хаганы, позднее – часть Армии обороны Израиля; был создан по согласованию с властями британского мандата в Палестине и существовал с 1941 по 1948 год) и служил помощником Йоханана Ратнера.
В 1943 году архитектор, являвшийся знатоком стиля Баухауз, занял должность главного архитектора в отделе планирования и развития киббуцного движения Хаарци, где проработал до 1973 года. Из-за своих твердых социалистических взглядов он не стал работать в частном секторе и по идеологическим причинам ухватился за возможность работать в киббуцном движении, а с тех пор – и в истории. Он никогда не был членом киббуца, но был киббуцником в глубине души. В рамках своей работы он подготовил генеральные планы на шестьдесят киббуцев, из которых около двадцати были новыми. Он разработал планирование зданий для коллективных поселений с учетом потребностей жизни и ресурсов киббуца. Он проектировал здания всех видов: столовые, дома культуры, учебные заведения, детские дома, жилые здания, спортивные залы и различные хозяйственные постройки. Здания, которые он проектировал, расположены в киббуцах: Эйн Хамифрац, Мизра, Мерхавия, Далия, Яд Мордехай, Хацор и многих других.
Местечкин ввел небольшие ниши в довольно унылое жилище членов киббуца и был активным в своем проекте общинных зданий, таких, как столовые с двумя крыльями, разделенные открытым двором, но с подвижной крышей, которая могла бы объединить два крыла в одно. Архитектор понимал, что столовая – это не просто место для еды, это расширение домов членов киббуца, и он также добавил нишу в комнаты киббуцников. Он говорил, что им нужна небольшая зона, где они могли бы быть просто немного обособленными, находиться отдельно, но не обязательно отрезанными от остальных.
Проектирование и строительство киббуца Мизра было одним из его многочисленных проектов. Он построил трехэтажное здание для цыплят, которое было около 60 метров в длину, в то время как киббуцники жили в комнатах размером не более 20 метров. Говорят, что такой вариант курятника-многоэтажки был выбран, потому что места на обычный большой курятник не хватало. Курятник стал известен под названием «The Chicken Union building» («Объединенный курятник») или «Bauhaus Chickens» («Цыплята в стиле Баухауз»). Еще говорят, что его называли куриным Домом Советов. Кстати, курятник в Мизре давно уже не действует, стоит заброшенный, и что с ним делать, непонятно. Для жизни людей он не приспособлен, а сносить слишком дорого.
А среди зданий киббуца Гиват-Хавива возле Хадеры, спроектированных Местечкиным, есть оригинальная библиотека в стиле дизайна Баухауза, чье строение в виде ротонды, расположенное над главной лужайкой университетского городка, излучает невероятную харизму и очарование.
Так как отдел планирования и развития киббуцного движения не ограничивал свою работу киббуцами, то в 1950–1972 годах Местечкин принимал участие в проектировании и строительстве амфитеатра, спортивного стадиона и бассейна в кампусе Гиват Рам Еврейского университета в Иерусалиме; молодежного общежития и музея Предприятий Мертвого моря в поселении Неве Зоар и многом другом.
В 1967—1968 годах Шмуэль Местечкин работал также в муниципалитете Тель-Авива в качестве архитектора. В 1973 году он оставил свое место в техническом отделе «Киббуц Хаарци» и продолжал проектировать здания в основном в киббуцах. Среди прочего он разработал столовую в Эйн-Доре, клуб в Негбе, профессиональном училище в Мизре и многое другое. Вместе со своим сыном, архитектором Йоси Местечкиным, он спроектировал гостевой дом Бен-Гуриона в Колледже Сде Бокер и в культурном центре киббуца Эйн-Геди.
На протяжении многих лет он был членом Ассоциации инженеров и архитекторов Израиля, а в 1959—1963 годах занимал пост председателя Ассоциации. В 1980-м Местечкин получил награду «Избранный архитектор № 1». Что интересно: он сам не придавал большого значения сохранению зданий, в том числе и его работ. Старые здания, говорил он решительно, должны быть разрушены, а новые и лучшие здания построены для общего блага.
Шмуэль Местечкин умер 2 июня 2004 года в Тель-Авиве. Он до конца оставался социалистом и скромным человеком во всех смыслах этого слова, может, поэтому общественное признание, которое он получил при жизни, было намного меньше, чем архитектурное наследие, которое он оставил после себя.
Понимая, что особая киббуцная архитектура быстро исчезает, потому что с течением времени стала меняться общинная идеология, историки киббуцного движения Юваль Даниэли и Муки Цур объединилась, чтобы создать книгу, в которой была бы отдана дань Шмуэлю Местечкину, одному из самых выдающихся архитекторов, создававшему дома и общественные здания в киббуцах до и после создания Государства Израиль. Они осознавали, что киббуцная архитектура и градопланирование уникальны — они были таким же инструментом построения нового идеального общества, как и принципы коллективизма. Этот проект начался еще при жизни нашего земляка, в 1999 году. Его главная цель заключалась в регистрации и фотографировании оригинальных зданий, а также фиксации основных функций, для которых они были построены.
Юваль Даниэли взял интервью у Местечкина в 2002 году, после того, как он в течение трех лет посетил многие киббуцы и исследовал архивные материалы. «Я провел два интервью с Местечкиным в его частном доме в Тель-Авиве. Дом был построен им самим в стиле Баухауза и расположен напротив театра «Габима». После его смерти его семья хотела опубликовать книгу в память о нем, и проект был поддержан Фондом семьи Кирияти», – рассказывал Даниэли.
И вот к 100-летию выдающегося израильского архитектора, в 2008 году, вышла книга Юваля Даниэли и Муки Цура «Местечкин строит Израиль: архитектура в киббуце». В ней, в частности, говорится, что «Местечкин хотел создать гуманистическую архитектуру, сосредоточенную на человеке, а не архитектуру, которая строит Вавилонскую башню и представляет ложные ритуалы. Он строил дома с уважением к людям, которые будут жить в них, с вниманием к их потребностям. Он считал, что архитектура является частью социальной реформы и участвует в строительстве государства. Его деятельность открывает нам дверь для понимания глубоких явлений в строительстве Израиля и архитектуры киббуца».
Клавдия КОЛЕСНИКОВА