На первый ужин с президентом США она шла пешком, не в состоянии потратить лишний доллар на трамвай. Но бедность не помешала ей – сначала она помогла стать политиком мужу, а вскоре и сама стала первой еврейской женщиной в Конгрессе США. Представляя штат Калифорнию, Флоренс Кан не забывала ратовать за всех – добилась, чтобы индейцам заплатили за отнятую землю, отстаивала равные права мужчин и женщин, боролась с цензурой в кино и СМИ.
Вскоре после того, как ее мужа избрали в Конгресс США от штата Калифорния, они были приглашены в Белый дом на совместный ужин с 25-м президентом США Уильямом Мак-Кинли. Наутро она писала в письме своей матери: «Скажи мне, где еще в мире два бедных еврея могут ужинать за одним столом с президентом страны?!» Денег у супругов Кан не было почти ни цента – даже на званый президентский ужин они добирались по отдельности. Флоренс Праг Кан отправила мужа на трамвае, чтобы он не опоздал, а сама, сэкономив доллар на проезде, отправилась пешком, сославшись на занятость в школе как причину задержки. Но именно членам этой семьи было суждено стать одними из самых влиятельных лиц в Сан-Франциско. А Флоренс Кан впоследствии стала и первой еврейкой, попавшей в Палату представителей Конгресса.
Флоренс родилась в 1866 году в Солт-Лейк-Сити в семье Марии и Конрад Праг, польских евреев, которые были одними из первых поселенцев Калифорнии. Отец, казалось, прочно стоявший на ногах и сколотивший состояние на торговле инструментами во время золотой лихорадки, оказался на грани разорения, когда лихорадка эта начала спадать. Лишь успев перевезти семью в Сан-Франциско, он скончался. Заботы по воспитанию Флоренс и ее сестер легли тогда на плечи матери, простой учительницы с мизерной зарплатой. Впрочем, именно мать Флоренс – Мэри Голдсмит Праг – во многом стала примером для дочери, показав, что статус и материальное положение мало влияют на достижение поставленных целей.
Начав с работы учителем, Мэри довольно быстро стала директором школы, а затем и членом Совета по образованию Сан-Франциско. Главной из многих ее заслуг стал так называемый пенсионный Билль учителей, согласно которому женщинам-учителям полагались такие же социальные гарантии и выплаты, как и мужчинам-учителям. Ведь и в Новом Свете долгое время труд женщины, в частности учителя, оценивался чуть ли не втрое меньше, чем аналогичный труд мужчины. После смерти Мэри Голдсмит в Сан-Франциско были спущены государственные флаги – ни одно учебное заведение не работало в день ее похорон, так как проститься с ней пришли все педагоги города.
По стопам матери пошла и младшая дочь, Флоренс, ставшая учителем. Причем учитывая, что Флоренс с успехом закончила Калифорнийский университет в Беркли, выбрать она могла почти любую профессию. Однако Флоренс стала первым выпускником Беркли, выбравшим работу в системе городских общественных школ. Буквально только устроившись на работу в школу в 1887 году, на одном из мероприятий Флоренс познакомилась с Джулиусом Каном. Джулиус эмигрировал из немецкого Бадена в 1861 году и, поскитавшись с семьей по просторам Штатов, обосновался в Сан-Франциско в 1868-м. Его отец работал пекарем, а сам Джулиус, с детства увлекавшийся уличными театрами, со временем стал актером. Однако в какой-то момент, гастролируя по побережью, он подружился с одним из представителей Конгресса и загорелся идеей стать политиком.
Как раз в этот момент, когда Джулиус стал много читать, учиться и пробовать делать первые самостоятельные шаги в политике, он и познакомился с будущей женой. В конце марта 1889 года молодые люди поженились. И почти что сразу после Джулиус, молодой консервативный республиканец, получил место в Палате представителей Конгресса – во многом благодаря огромной помощи и поддержке жены.
Супруги переехали в Вашингтон, и через время Флоренс, все больше втягиваясь в деятельность мужа и разделяя его позиции, стала секретарем его штаба. Джулиус Кан славился своим умением чутко реагировать на потребности своих избирателей, не только выслушивать проблемы, но и решать их. Именно поэтому он представлял Калифорнию в Конгрессе 26 лет. За это время горожане почти единогласно голосовали за него 12 раз – при том что в самом городе еврейское население составляло не более 10 процентов.
Джулиус Кан был известен тем, что выражал крайнюю озабоченность состоянием дел армии и ее готовностью к отражению внешней угрозы. Будучи членом Комитета по военным делам, он внес большой вклад в модернизацию вооруженных сил и подготовил законопроект, разрешающий вступление Штатов в Первую мировую войну. На фоне этого год за годом формировалось зрение о государственной политике и у его жены. Сначала Флоренс стала вести постоянную колонку в местной газете, рассматривая в ней широкий круг политических вопросов.
Позже ее работа секретарем штаба сменилась постоянным участием в заседаниях Палаты представителей. Когда муж заболевал, она легко замещала его, становясь фактически представителем своего округа. К несчастью для нее, болезни мужа становились все чаще – в 1925 году Джулиус Кан умер. На тот момент срок его полномочий как представителя Калифорнии еще не истек, поэтому были проведены специальные выборы, в ходе которых Флоренс Кан была назначена временным представителем Калифорнии в Конгрессе США. Чуть позже ее переизбрали официальным представителем штата.
Свою первую речь перед Конгрессом она начала со слов: «Я – еврейка», – не раз впоследствии цитируя Священное писание, чтобы обосновать то или иное свое решение. В своих законопроектах она стремилась рассматривать самый широкий круг социальных вопросов, казалось, к большинству ее избирателей не имевших никакого отношения. К примеру, она ратовала за возмещение стоимости земель индейцам, отнятых у них по договорам 1851 и 1852 годов. Также она провела закон 1930 года, давший возможность американцам китайского происхождения привозить в США из-за границы своих жён и детей.
Будучи прекрасным дипломатом, она добивалась одобрения своих законопроектов не только у республиканцев, но и у демократов. Газеты писали о ней не только как о «республиканце, знающем, как добиться своей цели», но и как о человеке высокоинтеллектуальном, с тонким чувством юмора. Так, однажды узнав, что лидеры Демократической партии планируют приобрести остров в заливе Сан-Франциско для отдыха по выходным, она направила ноту Генеральному прокурору. В ней она предложила предоставить таким политикам остров Алькатрас, где располагалась тюрьма строгого режима.
Всецело разделяя ранее озабоченность мужа безопасностью границ, Флоренс стала соавтором закона о федеральной финансовой поддержке строительства военных объектов в Калифорнии. Со временем Флоренс стала первой женщиной, вошедшей в Комитет по военным делам. Как и ее мать, которая добивалась равноправия женщин в учительской профессии, Флоренс выступала за соблюдение прав любого человека независимо от пола и расы.
После первой победы демократа Франклина Рузвельта на президентских выборах Флоренс приняла его предложение влиться в команду Белого дома. Однако после повторной победы демократов в лице Рузвельта на президентских выборах в 1936 году Флоренс не стала выдвигать свою кандидатуру в очередной раз. В 1937 году Флоренс Кан вернулась к обычной жизни. До конца жизни, которая оборвалась в ноябре 1948 года, Флоренс Кан была членом Американской ассоциации женщин с университетским образованием, членом женской сионистской организации США «Хадасса» и членом Совета еврейских женщин. Со всех этих постов она призывала женщин к активному участию в политической жизни страны как к одной из возможностей сделать жизнь всего общества чуточку лучше. И многие женщины – и американские, и еврейские – вняли ее совету.
Алексей Викторов
Источник.