Когда завершается сельскохозяйственный сезон, когда зерно собрано в амбарах, не все земледельцы и виноградари счастливы в равной мере. У одного урожай вышел больше и лучше. У другого – результат поскромнее. Не все земельные наделы одинаковы, не одинаковы и их плоды. Человеческая природа устроена таким образом, что преуспевающий богач обычно с высокомерием глядит на бедного собрата. И чтобы избежать этого, Тора требует от всех сынов Израиля, независимо от их материального положения, именно в дни завершения сбора урожая, покинуть свои каменные дома и переселиться в шалаши. В эти дни нет неравенства, нет роскошных дворцов и убогих лачуг. Все равны, все живут в шалашах, которые может разрушить любой сильный порыв ветра.
В дни сбора урожая, когда твои амбары полны, и ты счастлив тем, что обеспечил себя всем необходимым на холодные зимние месяцы, еврейская традиция не позволяет тебе довольствоваться тем, что у тебя все хорошо. Тора заставляет тебя покидать свой дом и переселяться в шалаш, во временное жилище, в котором ты научишься понимать тех, у кого нет ничего.
Еврейская традиция утверждает, что Бог сделал евреям шалаши, после того, как они покинули Египет и отправились в пустыню. Умный еврей задает вопрос: ну почему же Он не сделал им нормальные дома? Разве это было бы для него трудно? Но Всевышний специально поселил евреев в шалашах, во временных, ненадежных жилищах, чтобы знало поколение Исхода, что только присутствие Бога в нашем жилище делает его надежным домом, как сказано в Псалмах: «Если Бог не созидает дома, то напрасно трудятся строители». По своему усмотрению Он переворачивает дома нечестивых, по своему желанию дает нормальную и безопасную жизнь в шалашах. Как говорится, без мезузы не помогут никакие замки.
Основой египетского и вообще языческого отношения к миру (например, в нацистской Германии) была опора на свою собственную материальную силу. Древний Египет или нацистская Германия, обожествляя власть и силу, были «центрами антидуховности». Именно, поэтому евреи так раздражали и египетского фараона, и немецкого фюрера. Но и евреи поколения Исхода также находились под сильным влиянием чужой культуры и системы ценностей. Поэтому было недостаточно просто физически вывести их из рабства. Необходимо было преподать народу Израиля хотя бы основные начала духовности.
Поэтому вначале египетскими казнями Всевышний показал людям, как ненадежна опора на материальную силу. Все, в чем человек привык естественно находить поддержку, из чего черпал уверенность, было поражено: вода превратилась в кровь, скот погиб от моровой язвы, прочные дома наполнились лягушками, а поля – объедены саранчой. Ощутив ненадежность опоры на материальную силу, с началом Исхода народ Израиля был просто вынужден полностью положиться на Бога.
Греческий еврейский философ Филон Александрийский пишет, что в заповедях праздника Суккот заключены важные социальные идеи: в дни своего богатства человек обязан помнить дни своей бедности, в дни взлета – дни падения, в дни мира – тяготы войны. Заповедь сукки учит человека скромности, умению довольствоваться малым.
Сукка – это дом беженца, дом бедняка, не имеющего средств, чтобы выстроить себе постоянное жилище. Сукка – это дом тех, кто выброшен из размеренной, спокойной жизни. Дом, в который протекают дожди, и задувает ветер. Дом, через ветхую крышу которого нещадно палит солнце.
Сукка напоминает каждому еврею о простоте и равенстве, о тех временах, когда, скитаясь по пустыне, наши предки не знали бедности и богатства. Все жили в шалашах, и все были равны.
И в завершении, небольшая притча.
Однажды некий немецкий граф спросил рабби Цви из Берлина:
— Почему у вас принято, чтобы дети спрашивали «Чем отличается эта ночь?» в дни праздника Песах, а не в Суккот? Ведь Суккот намного больше отличается от обычных дней!
Ответил ему рабби Цви: — В Песах еврейский ребенок видит семью, сидящей у накрытого стола, как принято у свободных людей, не так как живут изгнанники. Естественно, он удивляется и задает свой вопрос. А в Суккот что он видит? Евреи сидят на улице, без крыши над головой. Это не может удивить даже младенца. Ведь такова доля еврейского народа в изгнании.
В дни праздника Суккот, «дни радости нашей», нам нельзя забывать о людях, нуждающихся в нашей помощи и поддержке. И не дай Бог, чтобы здесь в Израиле, в нашей еврейской стране, находились люди, евреи и неевреи, без крыши над головой.
Господи, сделай так, чтобы бараки и палатки больше никогда не были постоянным домом никого из нас. С праздником вас!
Раввин Григорий Котляр
Добавить комментарий
Для отправки комментария вам необходимо авторизоваться.