Письмо раввина

Дорогие друзья!

На этой неделе произошли два события, которые заставили меня задуматься.

Министр по делам религии Израиля Давид Азулай заявил, что «реформизм – это трагедия для еврейского народа». На данном этапе есть письмо, направленное представителями нашего Движения в Израиле на имя премьер-министра Израиля Беньямина Нетаниягу. И, если не от самого министра, то, возможно, извинения последуют от кого-то из правительства Израиля. Многие комментируют, что это заявление стало реакцией на молитву женщин в талите и со свитком Торы у Стены плача, что для меня неприемлемо, хотя бы даже потому, что и в Мишне есть обсуждение, почему женщина может выйти к Торе, есть и упоминания в Мидраше облачения женщин в талит.

На этой же неделе  Майкл Дуглас получил в Израиле приз от фонда Дженесис в размере 1 000 000 долларов. Хочу заметить, что Майкл по Галахе не еврей, он член реформистcкой синагоги Нью-Йорка. Отец Майкла Дугласа, Кирк, родился в ортодоксальной семье в Беларуси. Но Майкл не раз возмущался тому факту, что как еврей по папе, он может получить приз в Израиле, но не может жениться (сделать хупу) и быть похоронен. Кстати, средства от фонда, Майкл планирует дать на благотворительные и социальные цели.

Я не берусь судить никого, но как раввин я хочу сказать не только о глобальном, а о том, что меня волнует. Вчера состоялась встреча с главой Джойнт у нас (в Минске – ред.) в Центре Бейт Симха. Мы с Михаилом Кемеровым (исполнительный директор РООПИ Беларуси – ред.) много говорили о нашей деятельности, о десятках проектов, о сложностях и успехах. Но задело главу то, что мы в Пурим собирали деньги не на еврейских детей, а на  детей-сирот из Борисовского Дома малютки. Я объяснил, что это единственный проект такого рода помощи нееврейским детям, да и родоначальником подобных проектов был именно Джойнт. И, более того, наше Объединение пожертвовало такую же сумму на евреев – ветеранов войны и бывших узников гетто, но, увы, никто об этом не вспомнил ни на самом вечере, на котором чествовали наших ветеранов и узников, ни в газете «Берега», где были упомянуты все, кроме РООПИ. Мне показалось, что это стало откровением для моего собеседника. Справедливости ради нас поблагодарил СБЕОО.

Мы прошли критику делая бат-мицвы негалахическим детям,  воспевая благословение после еды после того, как съели еду «кошер стайл», нас обвиняли в том, к чему мы не имеем отношения в нашей стране: браки для нетрадиционных меньшинств и лживые гиюры. Те, кто критикуют, уверены, что это не коснется их, забывая, что дырку они делают в той лодке, в которой мы плывем вместе.

Я не против критики, но считаю, что любой еврей, который считает других евреев трагедией народа, не понимает, что такое еврейский народ. Мы все разные, и есть то, что нас объединяет, а есть и то, что «разъединяет». Сегодня я вспомнил мой первый урок раввинской практики. Если вы хотите пожаловаться первым на своего члена общины, лидера, на представителей других еврейских общин, жалуйтесь. Но, изложите это в письменном виде и пришлите это письмо самому себе. Этот совет выручал меня не раз.

Пусть Всевышний дарует сил, и пусть у нас больше будет (извините) таких друзей, как Майкл Дуглас и меньше таких, как Давид Азулай, однако  пусть оба они будут здоровы и счастливы.

Шаббат Шалом

С уважением,

р. Григорий Абрамович

 

Комментарии запрещены.