Ханука, один из самых популярных в еврейском народе семейных праздников, длится восемь дней. Отмечается она зимой, в ту пору года, когда самые короткие дни и самые долгие ночи. Именно поэтому Ханука стала праздником света, рассеивающего холодную зимнюю мглу.
Из истории
Происхождение Хануки связано с историческими событиями, происходившими во II веке до н.э. В те времена Иудея находилась под властью греко-сирийских захватчиков. Греки считали свою культуру величайшей и пытались силой навязать ее еврейскому народу. В результате вспыхнуло восстание, которое возглавило семейство Хасмонеев – пять братьев, позже получивших прозвище Маккавеи. После двух лет сражений повстанцы освободили Иерусалим, очистили оскверненный греками Храм и торжественно его освятили. Случилось это 25-го кислева по еврейскому календарю. Празднование, как и положено при освящении Храма, длилось восемь дней. А затем стало повторяться из года в год. Так появился на свет радостный праздник Ханука. По крайней мере, именно так об этом рассказывает первая книга Маккавеев, дошедшая до нас в составе греческого перевода Библии – Септуагинты.
У Талмуда, однако, имеется своя версия событий. По талмудическому преданию, праздник был установлен в память о чуде: греки, захватив Храм, осквернили все имевшееся там масло, и освободители-Маккавеи нашли лишь один чистый кувшинчик, которого должно было хватить на один день горения. Но случилось чудо, и найденное масло горело целых восемь дней. В честь этого чуда, согласно Талмуду, мы и отмечаем сегодня Хануку.
Традиции праздника Ханука
Так или иначе, основной традицией праздника является зажигание ханукальных свечей, устанавливаемых в особом светильнике, именуемом ханукия. Делают это по нарастающей все восемь дней: в первый день – одну свечу, во второй – две, и так далее – вплоть до восьми в последний день. Заповедь эта относится ко всей семье, включая женщин. Зажженный светильник ставят у входа в дом, а те, кто живет в многоэтажном доме – у окна, выходящего на улицу – так, чтобы он был виден издалека как можно большему числу людей, ради прославления чуда.
На Хануку принято есть жареные в масле пончики, именуемые суфганийот, или жареные на масле картофельные оладьи, называемые на идише латкес или на иврите – левивот. Они должны напоминать нам о том же самом чуде с кувшинчиком масла. Кроме того, в еврейских общинах Европы было принято, чтобы дети играли на Хануку в волчок (на иврите – севивон). Традиционный севивон имеет четыре грани, на которых изображены четыре буквы еврейского алфавита – нун, гимел, хей и шин, что составляет начало фразы «великое чудо случилось там». Там – это в Земле Израиля, поскольку обычай играть в волчок, как и другой обычай – раздавать детям ханукальные деньги, возник в средневековой Европе, по-видимому, под влиянием традиций христианского рождества, отмечающегося примерно в то же время года.
Ханука – одновременно праздник чуда и героизма
Идеологические акценты его менялись на протяжении поколений. Он возник как день победы над завоевателями, вдохновлял еврейских изгнанников средневековой Европы надеждой на чудо. Для первых же сионистов братья Маккавеи вновь стали образцом героев, сражавшихся за национальное возрождение. В ханукальный светильник принято ставить свечи разных цветов. Они служат символом того, что еврейский народ состоит из представителей разных общин, зачастую говорящих на разных языках и даже обладающих разным цветом кожи. Но праздник Ханука нас объединяет. Вместе мы зажигаем огоньки, рассеивающие тьму, в надежде на светлое будущее еврейского народа.
Григорий Котляр
Раввин реформистского направления в иудаизме. Руководит подготовкой к гиюру в Израильском Движении Прогрессивного Иудаизма