Когда мужчины и женщины вместе молились у Стены Плача

Ханна Рубан

Краткая история традиции молиться у Западной Стены — от начала нашей эры до наших дней

В былые времена еврейские мужчины и женщины считали совместную молитву у Стены Плача вполне приемлемым вариантом. Исключение составляли только некоторые религиозные праздники — тогда женщины либо вообще не приходили, либо молились в стороне. Разделение молящихся по половому признаку появилось относительно недавно. И в силу ряда социологических и политических причин его реализовали только после объединения Иерусалима в 1967 году.

На протяжении нескольких веков после разрушения Второго Храма в 70 году нашей эры иудеев не подпускали к месту поклонения в Иерусалиме. Лишь в 325 году нашей эры христианская Византийская империя разрешила еврейскому народу молиться на развалинах своей святыни, но всего раз в год — на девятое ава, в годовщину разрушения Храмов.

С 361 года евреи снова могли жить в Иерусалиме. К 614 году их количество выросло настолько, что они сумели восстать против византийского императора Ираклия. В 630 году часть иудеев убили персы, остальные же бежали из города. Иерусалим перешел во власть арабов в 638 году, и те предоставили жителям города свободу вероисповедания. Тогда Западная Стена стала популярнейшим местом поклонения, а город вновь стали заселять иудеи.

Так продолжалось вплоть до 1099 года, когда крестоносцы осадили Иерусалим и убили большую часть евреев. С тех пор Святую землю посетили всего несколько евреев — в 1141 году поэт Иегуда Галеви, в 1165 году — философ Маймонид, а также в 1173 году — писатель-диарист Вениамин Тудельский.

В 1187 году Иерусалим завоевал султан Салах ад-Дин и евреям снова разрешили заселять город. Но когда в 1267 году в город приехал один из величайших авторитетов Галахи и комментаторов Танаха и Талмуда Моше бен Нахман, он встретил всего две еврейские семьи.

В 1705 году правление перешло в руки Османской империи и для евреев снова ввели ряд ограничений, но они все же могли молиться у Западной Стены. В 1840 году Ибрагим Паша издал указ, запрещающий евреям прокладывать дорогу к Стене Плача, а также громко говорить или молиться и хранить свои книги возле святыни. Новые еврейские районы тогда строили за пределами Старого города. Не смотря на это, число молящихся у Стены Плача евреев стремительно росло.

Уроженец Баварии географ Джозеф Шварц, который всю сознательную жизнь провел в Иерусалиме, в 1850 году написал, что у святыни собирается такое количество евреев, что им приходится молиться группами по очереди. Затем к власти пришли британцы и в 1928 году запретили евреям размещать возле Стены скамьи и кресла, а также разделять ширмами мужчин и женщин. Это привело к беспорядкам 28 сентября того же года — полиция избивала женщин, которые пытались помешать разборке ширмы, а из-под престарелых молящихся выдергивала кресла. Инцидент приобрел международный резонанс. В ешиве «Эц Хаим» прошел массовый митинг, после которого толпа атаковала полицейский участок. По их мнению, там скрывался британский офицер, связанный с позорной акцией.

В начале Войны за Независимость Израиля в 1948 году Старый город оккупировали иорданские войска. И хотя по закону евреям можно было подходить к Западной стене, их не подпускали к святыне в течение 19 лет. Вплоть до событий Шестидневной войны в 1967 году местом иудейской молитвы служила местность на Горе Сион, с которой можно было видеть Стену. Когда израильтяне получили полную власть над Иерусалимом, министр по делам религий Зерах Вераптиг заявил, что доступ к святым местам получат все, вне зависимости от религии. Тогда же Стену разделили на две секции — для молитвы и археологических исследований. По окончанию научных работ министерство установило перегородку, которая разделила молящихся по половому признаку.

Ортодоксальная иудейская традиция запрещает женщинам публично выполнять основные молитвенные ритуалы — чтение вслух из Торы, оборачивание в талес, надевание кипы и наматывание тфилин. Религиозного запрета для женщин на эти действия нет, но традиция сделала их исключительно мужскими. Поэтому когда 9 декабря 1988 года около 100 иудеек попытались молиться в женском секторе у Стены Плача, обернувшись в талесы и читая из Торы вслух, это привело к беспорядкам и вмешательству полиции.

Так появились «Женщины Стены», которые до сих пор борются за равные права для всех иудеев, вне зависимости от пола. С 1989 года организация регулярно обращалась в Верховный суд с просьбой снять ограничения с женской половины посетителей святыни. В 2003 году суд запретил всем без исключения женщинам публичное чтение из Торы и ношение традиционных молитвенных платков на самой площади, но обязал израильское правительство подготовить для Женщин Стены пространство Арки Робинсона. Она находится у южного конца Западной стены и не подпадает под прямой контроль Раввина Стены или Министерства по делам религий. Площадку открыли в августе 2004 года.

В 2013 году министр по делам религий Нафтали Беннет построил там временную молитвенную платформу, которая используется до сих пор. Женщины Стены каждый месяц начинают молитву с общего сбора на площади перед Стеной, и оттуда переходят на Арку Робинсона. Из-за этого перегородку сделали выше, чтобы предотвратить контрабанду свитков Торы в женскую секцию.

После длительных переговоров 31 января 2016 года правительство приняло решение значительно расширить территорию Арки Робинсона и сделать ее пространством для совместных молитв мужчин и женщин. 25 июня 2017 года Кнессет заморозил этот проект.

По материалам: timesofisrael.com

Источник.

Комментарии запрещены.