Зачем евреям нужна еврейская община

Или «куда, куда вы удалились, златые дни»

«Все евреи в ответе друг за друга».

«Если не я за себя, то кто за меня?

Но если я только за себя, то кто я?»

Лубенской еврейской общине исполнился 21 год. Нет, нет, не 21, а во много раз больше. Ведь евреи на лубенщине поселились ещё во времена, когда польский князь Иеремия Вишнивецкий в Лубнах построил свой замок и город стал столицей его несметных владений, а евреи пришли на эти земли за ним и приняли самое непосредственное участие в развитии экономики и культуры в этом регионе.

Наряду с общинами других национальных меньшинств, евреи жили бок-о-бок с украинским народом. Жили по-разному. Беды скрепляли их житиё и заставляли считаться, несмотря на разногласия, друг с другом. На протяжении последних лет в Украине почти исчез государственный антисемитизм, и одной из основных задач стало воспитание толерантности во взаимоотношениях людей разных национальностей, ознакомление с культурой и традициями народов, живущих в Украине, постоянно велся межнациональный диалог, взаимное посещение организаций других культурных объединений. Вся эта работа служила общей цели – исключению из взаимоотношений таких атавизмов прошлого, как ксенофобия и антисемитизм.
За 21 год возрожденная к жизни лубенская еврейская организация осуществила немало интересных проектов, направленных на объединение евреев, формирование у них еврейского образа жизни, знание национальных традиций, языка. Значительная работа велась в области еврейского образования, изучения истории евреев родного края, активно поддерживалось общение с бывшими лубенчанами, живущими в Израиле и других странах. К этой работе активно привлекалась местная интеллигенция: меценаты, учителя, библиотечные работники, поэты и писатели. Были изданы такие исследовательские материалы, как книга В.Козюры и Г. Хенкина «Забуттю не підлягає», роман писательницы Раисы Плотниковой «В яру згасаючих зірок», напечатан ряд произведений в журнале «Дух и литера», издавалась своя газета «Шофар», в еврейских газетах печатались статьи о проводимых мероприятиях, а местная городская газета «Вестник» стала информатором о еврейской жизни в Лубнах.
Вскоре при лубенской еврейской организации были созданы творческие коллективы, такие как ансамбль еврейского танца «Цимес» (руководитель Т. Минакова), вокальный коллектив «Ошер» (руководитель Е.Тесленко), клейзмерский ансамбля «Шофар» (руководитель В. Рябцев), которые участвовали в проводимых всеукраинских фестивалях еврейского искусства, таких как «Шалом, Украина!», «Кохавим», Гран-При «Атиква», на Сорочинском ярмарке и др. Мы являлись организаторами и участниками ряда культурных событий, проведения дней еврейской культуры, посещали с концертами еврейские организации в других городах, таких как Харьков, Днепропетровск, Полтава, Кременчуг, Львов.
Одним из важных направлений в деятельности нашей еврейской организации являлось ознакомление евреев с многовековой национальной культурой и зарождавшейся культурой молодого Израильского государства.
Создание музея Холокоста, установка памятника на месте расстрела 4-х тысяч евреев в годы фашистской оккупации, поиск фамилий погибших и другие мемориальные программы способствовали увековечиванию памяти жертв Холокоста.
Отдельно следует сказать о работе с пожилыми людьми, социальной помощи малоимущим евреям и их семьям, без которой в наше нелёгкое время было бы непросто прожить. Им оказывалась денежная помощь средствами на продукты и лекарства, теплыми вещами, осуществлялся патронаж.
Словом, сделано немало. Однако, я хотел бы оценить не наши достижения и успехи, а обсудить проблемы, возникшие сегодня перед нашей (думаю, и не только нашей) еврейской организацией.
Прежде чем углубиться в наши сегодняшние проблемы, я немного пройдусь по нашему недалекому двадцатилетнему прошлому, в котором и мне довелось участвовать.
Возможно я «со своей местечковой колокольни» видел всё не совсем так, как это было у других, но общение с руководителями многих еврейских организаций привели меня к выводу, что и в других городах было всё почти также.
И так… В начале… не было ничего. Точнее, евреи были. И Лубны до войны были тем еврейским штетлом, в котором они составляли третью часть населения, а точнее около 9 тысяч. Война и Холокост серьёзно подкосили местное еврейское население: 4 тысячи евреев были расстреляны фашистами в Засульском Яру, многие погибли на фронте, другие разбрелись по свету. Было немало и таких, кто напуганный злодеяниями фашистов, постарался забыть о своих еврейских корнях, правдами и неправдами приобретя документы, где они были записаны русскими или украинцами, другие вышли замуж (женились) на неевреях и взяли их фамилии. Но и для тех, кто сохранил информацию о своем еврейском происхождении, еврейство было «тьмой над бездною», и даже «дух Всесильного не царил над нею». Проблесками света были лишь воспоминания пожилых евреев. Забытое прошлое возникало у них, как вспышки молнии на тёмном небосводе… и затухало, отодвинутое на дальний план текущими заботами и интенсивной советской пропагандой.
В начале девяностых годов, ослеплённые открывшимися возможностями первыми организаторами еврейского движения стали те, кто, ностальгируя по своему местечковому прошлому, вспоминая своё детство, исключали из него весь негатив и часто, невольно приукрасив, выставляли как идеал еврейской жизни, забыв о том, что возврат к прошлому невозможен и современность требует нового видения еврейской жизни на уровне сегодняшнего дня. Не имея за плечами ни знаний, ни опыта организации еврейского образа жизни, а лишь смутные картины прошлых еврейских взаимоотношений и, в лучшем случае, забытое знание языка идиш, они безрезультатно пытались возродить это прошлое. Советское воспитание стерло из их памяти всё, что связывало их с еврейством. Активные евреи, прославленные герои былых времен, ударники коммунистического труда и передовики пятилеток, ветераны Великой Отечественной войны, они и на еврейские мероприятия приходили при орденах и медалях, и очень болезненно относились к тому, если их не приглашали в президиум и не вспоминали об их заслугах. Еврейская молодежь, за редким исключением, вообще ничего не знала о еврейском образе жизни и, тем более об иудаизме.
Возрождающемуся еврейскому движению необходима была помощь, и она пришла в лице Американского еврейского распределительного фонда Джойнт. Из США и Израиля стали приезжать сотрудники этой организации, прихватив с собой раввинов. Это были чаще всего люди, владеющие опытом работы с еврейскими общинами, но не с такими, как в бывшем СССР. Приехавшие раввины не знали не только русского языка, но и образа жизни советских людей, их менталитет, им непонятны были их желания и стремления. Ведь граждане бывшего СССР евреями были только по паспорту. И то не всегда. Да и рассказы этих прибывших, необычно одетых и непривычно мыслящих, людей воспринимались не иначе, как инопланетян.
И тогда Джойнт стал скоропостижно привлекать к этой работе сотрудников из местных активистов еврейского движения, бывших диссидентов, педагогов, еврейскую интеллигенцию и богатых меценатов, желающих принять участие в еврейском возрождении (естественно, не без пользы для себя). Они все тоже были далеки от знания еврейского образа жизни, но хотя бы были опытными руководителями, знали обстановку в стране, видели пустые прилавки в магазинах и то, что на уме у еврейского окружения и каковы их запросы.
От своих родителей они знали, что евреи в прошлом без общины выжить не могли и поэтому участвовали в создании этой самой общины, делали всё для неё ,и община им была очень благодарна.
Они начали с того, что стали привлекать евреев в общины, объединяя их, точнее, завлекая их продовольственными пайками и бесплатно раздавая литературу с описанием еврейских традиций и праздников. Одновременно Джойнт стал обучать своих настоящих и будущих руководителей, проводить для них семинары, создавать институты социальных и общинных работников, на которых преподаватели, взятые из тех же представителей еврейских активистов, но имеющие опыт обучения в советских учебных заведениях, не столько учили присутствующих, что и как надо делать, как вместе со слушателями разрабатывали и осваивали новую методику и практику работы с местным еврейским окружением. Очень часто приезжали опытные лекторы из Израиля и США, многие из которых были выходцами из бывшего Советского Союза. Большую роль сыграли так называемые лагеря-семинары, где присутствующие не только отдыхали, но и жили, соблюдая еврейские традиции, знакомясь с основами иудаизма. Вскоре появился на местах круг «специалистов», которые не только хотели, но и могли заниматься еврейским возрождением.
Все эти семинары и встречи проводились на средства Джойнта, питание и дорожные расходы оплачивались, что тоже привлекало немало желающих пообщаться и посмотреть окружающий еврейский мир.
На основе недавно образованных еврейских общин были созданы центры социальной помощи, обучения еврейскому образу жизни и воспитания.
У еврейских общин своих средств на содержание помещений и проведения работы не было, да и не все председатели еврейских общин были способны и желали возглавить эту непростую работу.
Те председатели общин, которые взялись за эту работу, нередко создавали Джойнту немало сложностей, так как хотели сами и по своему усмотрению и понятиям руководить общинами и использовать выделяемые средства, а Джойнт строго контролировал этот процесс и сам эти средства распределял, не позволяя председателям самостоятельно руководить общиной и использовать эти полученные средства. Возникло своего рода двоевластие, где руководители еврейских общин хотели, но не могли из-за отсутствия средств сами руководить еврейским движением, а сотрудники Джойнта хотели, могли и у них были средства на организацию этой работы.
И Джойнт решает эту проблему очень просто – он создаёт новые организации — хеседы, руководителей которых сам и назначает. Эти организации открывают свои счета в банке и создают свою бухгалтерию. Полностью зависимые от Джойнта, работающие на его средства, эти руководители (директора) стали проводить рекомендуемую Джойнтом как социальную, так и культурно-просветительскую и воспитательную работу, называя её «общинной». Сама же еврейская община, как организация евреев, была полностью отстранена и исключена из участия в этой работе, и о ней вскоре вообще забыли. Всей работой с этого момента занимались наёмные работники хеседа под управлением, на средства и от имени Джойнта. В помещениях хеседа на стене были укреплены таблички, на которых было указано, что помещение, имущество и вся работа проводится на средства Джойнта.
Несмотря на то, что в уставах «Хеседов» («хесед» на иврите — милосердие), цель их создания была определена, как оказание помощи еврейским общинам в организации и проведении работы с еврейским населением, еврейская община, как самоорганизация евреев, была отстранена от этой работы, и её роль во всём возрождении еврейского образа жизни отошла даже не на второй, а на самый последний план.
Взносы, на которые, по идее, должна была содержаться община, были малочисленны, а о десятине и благотворительных взносах (цдаке) в общине вообще говорить было бессмысленно, так как евреи не были к этому готовы, да и все собранные средства сдавались на счет хеседа и их использование тоже строго контролировалось Джойнтом. Все вопросы общинной жизни решались руководством хеседов, мероприятия проводились на средства хеседа, имущество принадлежало хеседу. За несанкционированный сбор средств (Цдаку) в общине её руководителей отчитывали, так как видели в этом желание вырваться из цепких рук Джойнта. В некоторых общинах вообще отказались от сбора членских и благотворительных взносов, так как не видели в этом смысла — на местах они были полностью отстранены от управления еврейской жизнью и отучены жить за свой счет, за счет благотворительной деятельности.
На все случаи жизни были средства вездесущего «дядюшки Джойнта». О еврейских общинах вспоминали лишь тогда, когда необходимо было провести Съезд или Конференцию в масштабах страны, чтобы избрать председателей объединенных еврейских общин. А после объединения общин по регионам, все вопросы вообще стали решаться лишь с региональными председателями. Евреи, как основное и главное звено во всей этой деятельности, вообще не принимали участие, и рассматривались Джойнтом не иначе, как клиенты. Если член еврейской общины совершал неблаговидный поступок, порочащий всю общину, и его исключали из общины, то он всё равно получал от хеседа все причитающиеся ему блага. Главное, чтобы у него были документы, подтверждающие его национальное происхождение.
В ходе более чем двадцатилетнего возрождения еврейства в Украине, благодаря своеобразному руководству Джойнта, сложилась ситуация, не характерная ни для еврейской традиции, ни для современной общинной жизни в других странах. Оказывая огромную неоценимую помощь еврейскому движению, Джойнт отстранил сами еврейские общины от непосредственного участия в еврейском возрождении, приучив их к потребительскому образу жизни, что, как и следовало ожидать, привело сегодня большинство еврейских общин к неумению и нежеланию самостоятельно, на свои средства жить и проводить работу, ради которой они и создавались.
Сегодня, оказавшись без прежних средств, Джойнт стал сокращать вначале так называемые «общинные» программы в хеседах, а затем и сами хеседы. Если в больших городах эта работа проводилась в отдельно существующих «Общинных центрах», то в так называемых «малых» хеседах, где социальная и общинная работа велась в основном только хеседами, этой работе уделяется всё меньше и меньше внимания. Формально существующие еврейские общины, которые ранее выставляли работу хеседа за свою, были не способны подхватить эстафету и самостоятельно работать. Разбалованные Джойнтом, неспособные и не приученные к самостоятельной жизни, многие еврейские общины остались существовать только на бумаге.
Приученные без труда и усилий получать блага, евреи во многих городах оказались не готовы, да и не видят необходимости, самостоятельно содержать свою еврейскую общину, так как за много лет отвыкли видеть в этой общине организацию, способную стать им опорой и защитой в жизни.
А ведь еврейская взаимопомощь когда-то была главным путем выживания.
От помощи никто никогда не отказывался. Не отказывались и еврейские общины. Но помощь бывает разной. Согласно известной притче, нуждающемуся нужно дать не рыбу на обед, а удочку, чтобы он мог сам эту рыбу наловить. Тогда и рыба будет вкуснее, и цену ей он будет знать. А если нуждающегося постоянно кормить подачками, то он со временем не только отучится ловить рыбу, но и не захочет это делать.
Как известно, бесплатный сыр бывает только в мышеловке. Вот и превратил Джойнт евреев в мышей (пусть простят меня евреи за сравнение), неспособных к самостоятельному существованию.
Оказываемая безвозмездно помощь малоимущим превратилась в милостыню, которая не только унижает человеческое достоинство, но и превращает их в попрошаек, которые не столько нуждаются в помощи, сколько привыкают к дармовым подачкам и, очень часто, передавая их своим трудоспособным детям, развращают и их, превращая в потребителей, не желающих работать и добывать себе средства для проживания.
Не лучше бы было позаботиться о трудоустройстве работоспособных евреев, чтобы не им, а они заботились и помогали своим престарелым родителям.
При всем огромном значении Джойнта и его помощи в возрождении еврейского образа жизни, он нанес несомненный ущерб самому существованию еврейских общин, унизив их значение, отобрав у них право на самоопределение, лишив возможности самостоятельно жить и принимать решения. Общины превратились в бесполезный придаток хеседа, рудимент. Нередко, когда за дискредитацию общины, еврея исключали из общины, Джойнт продолжал считать его клиентом, подчеркивая, что клиентом хеседа может быть и не член общины. Члены же общины вообще «выпадали из обоймы» и нигде не фигурировали.
Привыкнув к постоянной финансовой поддержке, еврейские организации часто жили не по средствам, так как не знали «цену деньгам» и то, как они достаются, а фандрейзинг перепутали с попрошайничеством, и директора хеседа нередко получали нагоняй за неиспользованные средства. И всех это устраивало. Создалось впечатление, что еврейская община без посторонней помощи не способна к существованию и, вместо опоры на членов своей общины, руководители искали более простые пути «доходов» и превращались в «паниковских» – они ходили с протянутой рукой и просили у «олигархов» дать им «хоть сколько-нибудь» (при этом намекая на довольно солидные суммы). Члены же еврейской общины, увидев, что могут обойтись и без их участия, вообще забыли, что такое благотворительность, «цдака», привыкли к дармовщине и не желали поддерживать общину, так как не видели роли еврейской общины в своей жизни.
Да, евреи продолжают получать материальную помощь от Джойнта, но разве только в одной материальной поддержке они нуждаются?
Да и сама «общинная» работа, как её теперь стали называть, последнее время претерпела значительные изменения. За многие годы, приобретя огромный опыт работы, переняв методику и практику проведения мероприятий у еврейских организаций Израиля, США и других стран, наши руководители еврейских организаций стали уверенными в себе, настоящими профессионалами своего дела.
Однако… Не будем преувеличивать результативность проводимой с нашей еврейской молодёжью работой. На еврейскую молодежь, оставшуюся в провинциальных городах после бегства в «перспективные столицы», после алии, в большинстве случаев ассимилированную и недостаточно знакомую с еврейскими традициями и образом жизни, огромное влияние оказали перемены в жизни современной нееврейской молодёжи. В городах появились современные культурно-просветительские и развлекательные заведения, обеспеченные ультра-современной аппаратурой, подготовленные в высших и средних учебных заведениях руководители, создавшие на высоком профессиональном уровне творческие коллективы, которые успешно конкурируют с нашим самодеятельными, любительскими кружками и переманивают к себе потенциально «нашу» молодежь. Следует заметить также, что наряду со значительным подъёмом количества и уровня проводимых мероприятий, заметен постепенный уход от основной и главной линии во всей «общинной» работе с нашей, далёкой от названия «еврейской», молодёжью — это, прежде всего, потерю еврейской составляющей во всех проводимых мероприятиях. Если кто-то считает, что еврейские корни в наше время удержат еврейскую молодежь от ассимиляции, то они глубоко заблуждаются. Эти корни давно уже вырваны и лишены благодатной еврейской почвы и, чаще всего, дают плоды далеко не еврейские. Нередко родители не считают нужным даже знакомить своих детей с еврейским образом жизни, изолируют их от еврейского окружения, так как не видят в нем будущее для своих детей.
Зачем мы возрождаем еврейский образ жизни и воссоздаём еврейские общины? Для того, чтобы вернуться в прошлое и удовлетворить ностальгические желания наших предков? Конечно, нет! Если для старшего поколения возрождение общинной жизни было своего рода возвращением в свою молодость, то современная молодежь смотрит в будущее и её интересует прошлое, в лучшем случае, как интерес к истории или своей родословной.
Если родители, а чаще всего, бабушки и дедушки ещё приводят детей на разнообразные программы и их привлекают «необычные» еврейские игры, песни и майсы, то старшая молодёжь сегодня уже подумывает о приобретении профессии, а современные еврейские религиозные и нерелигиозные учебные заведения, по мнению многих, не дают настоящего среднего и, тем более, специального образования, которое могло бы быть пригодным в Украине и в Израиле.
Мы возрождаем еврейский образ жизни и воссоздаём еврейские общины, прежде всего, ради будущего наших детей и внуков. Ради того, чтобы они, соблюдая еврейские традиции, свою веру, жили в свободной развитой современной стране и не испытывали унижения и притеснения, где перед ними были бы открыты все пути для достижения счастья.
Религиозная жизнь для современного еврея, как и прежде, важна, но еврейский образ жизни не означает только религиозный. Наша вера помогла нам выжить и остаться самими собой на протяжении многих веков. Она остаётся главной для каждого еврея и в наше время.
Религиозная составляющая в наше время в современной общине должна занимать важное, но далеко не единственное направление в работе, потому что надо исходить из реалий, что лишь 17 процентов евреев Украины назвали себя верующими.
Покончив с атеизмом, религия для современной молодёжи нередко превратилась в моду, её ритуалы в театр, а атрибуты религиозного культа в модный реквизит. Часто можно увидеть на шее у молодой девушки или парня надетые одновременно и магендавид, и крест, и полумесяц. Многие из них не понимают, что эти атрибуты веры не могут быть украшением.
Если мы действительно хотим вернуть ассимилированную еврейскую молодёжь в еврейство, то должны расширить свою деятельность и направить её на привитие евреям интереса к еврейскому образу жизни, выработке потребности в соблюдении еврейских традиций и еврейского образа жизни, что неизбежно приведет к необходимости изучения Торы. Вряд ли современную еврейскую молодежь может привлечь религиозный фанатизм или зубрёжка текста.
Евреи недаром считаются нацией высокой культуры, народом, давшим миру многих выдающихся мыслителей и ученых. Еврейская культура настолько богата и многогранна, жизненный опыт существования общин настолько велик, авторитет государства Израиль настолько высок, что многие страны и народы берут пример и ориентируются на них, а нееврейское население мечтает об учёбе, устройстве на работу и даже проживании в этой стране.
Что может быть более сильным аргументом для привлечения молодёжи к еврейскому образу жизни, изучению культуры и традиций!
Очень часто неевреи проявляют интерес к еврейской культуре даже больший, чем те, кто должен быть её носителями.
Еврейскую молодёжь в первую очередь необходимо ознакомить с этой культурой, рассказать о её роли и влиянии на развитие всемирной культуры, предоставить им не одну, а множество дорог, по которым они могли бы вернуться к духовности, культуре и образу жизни еврейского народа.
Немаловажным направлением в работе должно быть ознакомление нееврев с культурой и традициями еврейского населения, особенно тех, кто работает в сфере воспитания, образования и культуры.
Возможно, кому-то кажется, что ограничив контакт молодёжи с нееврейским окружением, они так борются с ассимиляцией? Нет. На самом же деле это приводит к тому, что целый пласт населения, узнающий о евреях из анекдотов и уст антисемитов, еще более отталкивается от еврейства.
И мы знаем, что люди с хоть какими-то знаниями о еврействе, ассимилируются гораздо меньше, чем те, кто о нем не знает вовсе.
Если мы не хотим утратить остатки еврейской жизни в стране, сегодня, как никогда, необходимо серьёзно, профессионально, а не на любительском уровне, заниматься еврейским образованием, воспитывать самосознание, чтобы в еврейские общины пришли молодые евреи, знающие не понаслышке что такое еврейский образ жизни и иудаизм, способные взять на себя руководство еврейскими общинами и сохранить в Украине еврейскую диаспору, а если еврей и захочет совершить алию в Израиль, то сделает это сознательно, не из-за материальных соображений.
Сегодня необходим новый стиль работы, который зависит не от пришлых представителей международных организаций, а от нас самих. Обученные не без помощи Джойнта, знающие и умеющие работать, лидеры еврейских организаций готовы взяться за работу в современных условиях, но сегодня многие из них сокращены и оказались ненужными, оказались за «за бортом».
Прошу не считать меня неблагодарным циником, стремящимся опорочить в этой статье всё, что было сделано для возрождения еврейской жизни. Сделано очень много. Моя статья, скорее всего, это мой, односторонний узкий взгляд местечкового еврея, провинциала, на сегодняшний «еврейский мир» в Украине, а точнее в отдельно взятом городе. Я – не пророк. Но я и не сторонний наблюдатель. И моя статья — это не «Плач по несбывшемуся», а стремление предостеречь от ошибок тех, кто пытается, приукрасив реальность, выдать желаемое за действительное. Они не желают понять, что своими «красками» только наносят непоправимый вред самому еврейскому движению.
Моя статья – это не пасквиль на сегодняшнюю действительность, не желание опорочить тех, кто все свои силы и жизнь отдал возрождению еврейских общин и еврейского образа жизни.
Моя статья – это призыв к диалогу, к откровенному разговору на страницах наших СМИ о будущем еврейских общин. Ибо за ними будущее!
Еврейская община! Очнись от летаргического сна! Иначе…«дальнейшее – молчание».

Бывший директор «Хеседа Шофар»;
Бывший председатель еврейской общины
Геннадий Хенкин

Источник:   https://m.facebook.com/story.php?story_fbid=2629669557075375&id=100000970696244

Комментарии запрещены.