ДАВАЙТЕ ВСПОМНИМ

Посольства Государства Израиль в Киеве, хотя сделать это было непросто, — дорога туда и обратно заняла 10 часов. Раиса Григорьевна с гордостью рассказала, что когда в Посольстве она заговорила на идиш, консул позвал своих коллег послушать ее речь. А ее спутница, всего на несколько лет младше, не смогла сказать на идиш ни слова.

… В Израиль она так и не уехала, но обещание, данное ей, я сдержал…

* * *

В небольшом городе Ромны Сумской области, где было много евреев, жила семья Гершла и Соры-Стеры Селектор, у которых было семеро детей: три мальчика – Лезер, Эйсеф, Лейб-Ицхок – и четыре девочки – Лея, Шейна-Гитл, Рейзл и Рохл. Когда младшей Рохл исполнилось 5 лет, семья Селектор переехала в Николаевскую область (в Калининдорфский район). В то время Агроджойнт организовал в тех местах еврейские колхозы, и Селекторы переехали в один из них – имени 17 партсъезда. Глава семьи Гершл начинает работать там пастухом, а жена Сора-Стера – на молочной ферме. Дети учатся в еврейской школе…

* * *

Несмотря на преклонный возраст, Раиса Григорьевна хорошо помнила даже в деталях многие события 60-летней давности: имена преподавателей медицинского училища, которое она окончила перед войной, номера воинских частей, в которых служила, названия кораблей, на которых плавал ее муж Голуб Иосиф Спиридонович. Он был старше ее на 9 лет, окончил Одесское мореходное училище, а она тоже училась в этом городе.

Раиса Григорьевна очень хотела рассказать свою трудную жизненную историю, и я ее внимательно слушал, прерывая иногда ее рассказ вопросами.

Она рассказала, как они с Иосифом полюбили друг друга с первого взгляда и хотели жениться еще в 1938 году, когда девушке было 18 лет. Ее родители не разрешили, и молодые люди продолжали переписку и встречи в течение трех лет. А за три дня до начала войны (это был четверг, 19 июня 1941 г.) они зарегистрировали брак. Рая даже не успела поменять паспорт из-за начавшейся войны.

 

Добавить комментарий