ДАВАЙТЕ ВСПОМНИМ

Нельзя, говоря об учителях, не упомянуть известного методиста-историка Якова Зильберштейна и Семена Беленького. Они храбро сражались на фронте, где подорвали свое здоровье, они честно работали и пользовались заслуженным авторитетом у конотопчан.

Я прошу прощения у читателей за обилие фамилий, но даже это обилие – лишь малая толика людей, заслуживающих, чтобы о них помнили и писали.

Продолжу воспоминания по профессиям. Кто не знал в нашем городе врачей Сагалевича, Воловика, Певзнера, Наринского, Спивак. А военврач Мария Григорьевна Айзенштат даже в плену, в концлагере выполняла свой человеческий и профессиональный долг, оставаясь верной клятве Гиппократа. Еще до войны начал работать в городе фельдшер Исай Красовицкий. Это был фельдшер с добрым сердцем и знаниями профессора.

Я медленно шел вдоль могил, вглядываясь в фотографии, и вспоминал, вспоминал…

Ярмолка и борода Иосифа Воловика, могила Беринского направили мои воспоминания к тем старикам-евреям, которые даже в трудные времена оставались верны древним еврейским традициям, чтили Тору, молились, употребляли только кошерную пищу, общались на родном языке. И пусть конфискованы здания синагог, — столетний ров Тильман, Моше Любошиц, Зяма Елинсон, Лев Феллер и обязательно целый минен собираются то у Шленского, где шамесом был Герш Цитовский, то у Зямы Фельдмана или Ермоненка и чувствуют себя евреями; в то же время у них было множество друзей нееврейской национальности, с которыми они жили душа в душу и уважали друг друга. Это они, старики-мудрецы, учили нас, как быть человеком, как быть евреем.

Я хочу хоть одним словом вспомнить руководителей производств: братьев Анатолия и Александра Звеняцких, Михаила Перелюбского, Анатолия Гланца, Израиля Юдовича, тружеников крупнейшего предприятия КЭМЗ Симона Сирякова и Мордехая Полякова, Исаака Эренбурга и Феликса Мильштейна и славных женщин Алхимову и Фурман.

Еврейские женщины… Какие красавицы были Саррочка Шалита

 

Добавить комментарий